Бэджер: Сейчас мне нужно твое свойство неземной охренелости.(с) Firefly
Мы с подружкой в тот вторник были на лекции отца Кирилла про сходство и различие картин и икон. Очень интересное вышло приключение, познавательное такое. Да и отец Кирилл никому чистилищем не грозил, про грехи не проповедовал, в церковь покаятся не звал. Нормальный такой мужик, интересно рассказывает, не чурается небольшого количества "мусорных" слов типа "круто"))).
Если в кратце, главное отличие картин от икон - на картинах рисуют материальный мир и предметы (даже если это выдуманный мир и предметы, даже если это будущее и так далее. То, что мы видим своими глазами и так, как мы это видим - или увидели бы, если речь о сказках и фантастике), а иконы это про мир нематериальный, духовный. Иконы это схемы, где с помощью символов изображается некие личности, образы, он каким-то точным словом это называл, но я забыла каким (может лики?). Или какие-то праздники, проишествия. Ну или идеи, если уж обобщить. По идее есть канон рисования икон, принятый каким-то забубенным седьмым вселенским собором (? Вот это самомнение))), согласно которому на иконе обязательно должна быть некая личность, не должно быть источников света, светотени, личность должна смотреть на смотрящего, без эмоций на лице, со спокойным спокойствием)))). Личность изображается вне времени и это изображение совершенно. Икона это изображение нематериального, того, что мы не видим, потому например, младенец Иисус изображается маленьким с головой взрослого мужчины, его суть изначально взрослый человек. И ещё его изображают, потому что как второе воплощение его вроде видели, а вот первое вопрощение (отца) рисовать нельзя, потому что его никто не видел. Запутанная схема))).
Кроме того, на иконе обязательно должна быть подпись, кто это изображён. Ну и там цвета определенные, в том числе и цвет одежды
Опять же обратная перспектива, которая получается в результате того, что личность в центре, а остальное какбэ оттеняет. Ну, сложно объяснить. Отец Кирилл нам показывал фото иконы, где трехлетнюю Богородицу вводят в храм, так там и Богородица в виде взрослой уже женщины, но уменьшенная в три раза (потому что даже в три года её духовная суть была взрослой и ответственной, что-то в этом роде)))), и храм, куда её вводили где-то на заднем плане болтается, но через несколько башен храма переброшена (на иконе) некая тряпочка, которая символизирует, что всё события на переднем плане происходят какбэ в зданиях с заднего плана))). А ещё там есть та же Богородица, уже тринадцатилетняя с ангелом наверху на балконе, что как раз говорит что икона вне времени, сто там и прошлое и будущее в одной точке
Очень интересная тема, на самом деле. С точки зрения искусства, про вот эти вот все символы узнать. И что нимбы у всех святых видят только святые, и они рисуются, потому что нематериальны, мы же не святые и потому их в материальном виде не видим. А у Иисуса вообще нимб "с полосочками, в виде креста")). А те кто пытался рисовать отца небесного (который первое воплощение, которого никто не видел и которого запрещено по этой причине рисовать каноном), те ему рисовали треугольный, ромбовидный нимб. Или даже нимб в виде двух ромбов.
Про изображения ангелов рассказывал, что раньше совершенной красотой считались лицо и тело юноши, потому и ангелов стали изображать такими вот юношами. А крылья, это опять же символ приближенности к небу, нематериальный. И ещё показывал ангелов которые не очень-то гумоноидны)). Ну например шестикрылые серафимы, у которых и голов может быть несколько и с ногами какая-то беда, раз их всегда крыльями прикрывают. Отец Кирилл говорил, что такие иконы это попытка изобразить описание ангелов из неких старых источников (толи заветов, толи евангелий, не буду врать, не запомнила). Те источники и сами по себе достаточно туманны плюс сложны для современного понимания, потому что многие значения утеряны, стали другими.
Ещё некоторые иконы про проишествия очень похожи по стилю с советскими плакатами.
Отец Кирилл рассказывал ещё, что во время написания икон руками иконописца движет святой дух и потому в изображения стараются недопускать ничего лишнего, ничего субъективного художник не привносит.
И ещё по мелочи рассказывал много чего, два часа почти просидели))))
Ну то всё же не православной церкви случай. потому возможно и не рассказывали.
Вот можно почитать.